Сегодня поговорим о ДУТ — датчиках уровня топлива, их видах, насосах, в которых они стоят и о времени применения их на автомобилях Шевроле Нива.
Оригинальные ЭБН Шевроле Нива
За весь цикл выпуска шевиков на конвейер было два поставщика. Первый — это ОАО «Утес» из Ульяновска. Что-то утесовцы делали сами, что-то закупали у других производителей. Так к примеру электробензонасос от СЭПО поставлялся на конвейер из Ульяновска, а не на прямую из Саратова.
Второй поставщик появился сравнительно недавно — в 2015 году. По факту это организация, связанная с «ДСК», поставляющая 16 версию 236 модулей. Но давайте по порядку.
Насосы до 2006 года
ЭБН 21230-1139009-20-0. Первый насос, используемый на именно Chevrolet — на ВАЗ 2123 был свой.
- Производитель — Утес;
- Дата снятия — 12.2005;
- Насос — Aisan;
- Корпус — Утес 2123-1139009-20, металлическая крышка;
- ДУТ — Утес 4м / 21230-3827010-01-0.
Используемый ДУТ производился, да и производится до сих пор, ОАО «Утес» и имеет нанесенное на поле обозначение «4М». Имеет форму, схожую с датчиками от обычной Нивы. Длина поплавка — 76 мм, высота в центре — 16, по краям — 13.
Насосы после 2006 года
В отличие от предыдущих 4 лет с 2006 года появился ассортимент насосов.
ЭБН 21236-1139009-00-0. Обновленный корпус и внедрение нового датчика.
- Производитель — Утес;
- Дата установки — 01.2006;
- Дата снятия — 09.2008;
- Насос — …;
- Корпус — Утес 21236-1139009-10, белая крышка;
- ДУТ — Утес К3 / 21230-3827010-00-0.
Обновленный ДУТ от Утеса обозначается «К3». Форма изменилась и стала прямоугольником. Длина поплавка — 76 мм, высота в центре — 16, по краям — 13.
ЭБН 21236-1139009-01-0. Из изменений в конструкции — внедрение регулятора INZI.
- Производитель — Утес;
- Дата установки — 01.2006;
- Дата снятия — 09.2008;
- Насос — Aisan;
- Корпус — Утес 21236-1139009-10, белая крышка;
- Регулятор давления — INZI;
- ДУТ — Утес К3 / 21230-3827010-00-0.
ЭБН 21236-1139009-02-0. Годичная партия от Саратовского СЭПО (внедрение в ноябре 2007г.).
- Производитель — СЭПО;
- Дата установки — 08.2007;
- Дата снятия — 09.2008;
- Насос — СЭПО ЭДН-200;
- Корпус — СЭПО МЭБН 21236, черная крышка;
- Регулятор давления — СЭПО РДТ-380;
- ДУТ — СЭПО ДУТ-24, 7Д5.139.075.
ЭБН 21236-1139009-10-0. С 2008 года Утес перешел на обновленные датчики. С использованием данного ЭБН с конвейера автомобили выходили на протяжении 7 лет.
- Производитель — Утес;
- Дата установки — 09.2008;
- Насос — Bosch;
- Корпус — Утес, белая крышка;
- ДУТ — Утес К3-01 / 21236-3827010-00-0.
ЭБН 21236-1139009-15-0. А уже с февраля 2015 Утес поставляет ЭБН производства Моторика, ДСК с новыми датчиками «21236».
- Производитель — Моторика, DSK;
- Дата установки — 02.2015;
- Насос — Bosch 0580454035;
- Корпус — Моторика, DSK, черная крышка;
- ДУТ — Моторика, новейшего образца на защелках «21236-382700915» / 21236-3827010-15-0.
В феврале 2015 года GM-Avtovaz совершает несколько изменений в системе топливного бака — смена материала бака топливного с освинцованного на горяче-аллюминизированный металл (новые детали 21236-1101010-10-0, 21230-1101011-10-0) — в том числе внедряет и 15 насос.
ЭБН 21236-1139009-16-0. Отличие 16 от 15 в самом насосе — здесь используется Aisan.
- Производитель — Утес;
- Дата установки — 07.2015;
- Насос — Aisan 3J (EFP5);
- Корпус — Моторика, DCK, черная крышка;
- ДУТ — Моторика, новейшего образца на защелках «21236-382700915» / 21236-3827010-15-0.
В июне 2020 года к нам попал насос внешне идентичный описанному выше оригинальному -16, за одним исключением — в нем использовался мотором Aisan 81B. На сайте DSK мы увидели информацию о том, что у них продаются моторчик «нового образца» 21900-1139010-00, как раз тот самый, который и стоит в этом 16 насосе. Вполне вероятно, моторчики были заменены поставщиком.
Взаимозаменяемость электробензонасосов
До 2006 года. Так как на конвейер ставился только один насос, то взаимозаменяемость возможна с другими производителями, которые заявляют о взаимозаменяемости. Например «Пекар» выпускает насос 2123-1139009-20, заявляя его как аналог для оригинального от Утеса.
После 2006 года. Это период можно также разделить на неcколько этапов, взяв за основу используемые ДУТ’ы.
К3. Насосы 00, 01, 02. Как и указано в каталогах — эти три ЭБН взаимозаменяемы.
К3-01. 10 насос можно использовать вместо насосов из группы «К3». В обратную сторону — GM-Avtovaz не советует.
21236. Ну и последняя группа, в которую входят 15 и 16 насосы, взаимозаменяемы друг с другом, а также взаимозаменяемы с 10. Могут быть использованы вместо насосов из группы «К3», но в обратную сторону также GM-Avtovaz не советует.
Какой ДУТ? Подбираем правильно
В принципе, все необходимое для правильного подбора написано выше и если вы захотите сами заняться заменой ДУТ, то проблем возникнуть не должно. Просто посмотрите на крышку МЭБН и найдите номер указанной на ней в этой статье. Посмотрите какой датчик используется на найденном вами в списке МЭБН. Если что — пишите, поможем с подбором.